183038, г. Мурманск, Театральный бульвар, д. 11
+7 (8152) 474-001, +7 (8152) 567-800
8 (800) 100-405-8 Бесплатная линия

Уголовный кодекс скоро будет охватывать меньшее количество налоговых преступлений

PutinКрупные и особо крупные размеры по ряду «экономических» статей УК существенно возрастут. Кроме того, планируется смягчить условия избежания наказания по некоторым «предпринимательским» статьям УК, а по некоторым — увеличить сроки лишения свободы.

Президент РФ внес в Госдуму законопроект № 1083199-6, предусматривающий поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.

Сейчас согласно статье 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное некоторыми статьями, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет пятикратную сумму ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате преступления, и еще пятикратную сумму такого дохода.

Пятикратные суммы возмещения предлагается заменить на двукратные. Планируется добавить также возможность «откупиться», если преступление привело к уменьшению убытков (а не к получению дохода или причинению ущерба).

Кроме того, перечень статей, деяния по которым могут оказаться безнаказанными при выполнении названных условий, планируется дополнить следующими:

  • статьей 170.2 УК «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»;
  • вносимой законопроектом частью 1.1 статьи 171.1 УК, составом которой будет совершение группой лиц по предварительному сговору деяний, предусмотренных частью 1 данной статьи (с некоторыми ужесточениями относительно наказаний по части 1). Частью 1 предусмотрена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без обязательной маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ (кроме продукции, указанной в частях 3 и 5 данной статьи);
  • частью 1 статьи 176 «Незаконное получение кредита» — получение ИП или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;
  • частью 1 статьи 178 — ограничение конкуренции путем заключения картельного соглашения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере;
  • частью 3 статьи 180 — незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  • частью 2 статьи 185 — злоупотребление при эмиссии ценных бумаг, совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  • статьей 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» (кроме части 2 — то же путем неправомерной передачи другому лицу);
  • статьей 191 «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» (кроме части 2 — группой лиц по предварительному сговору);
  • частью 2 статьи 194 уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физлица, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору.

При этом некоторые составы выводятся из-под возможностей статьи 76.1 УК. К примеру, сейчас ответственности можно избежать по всей статье 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ». Законопроект из-под действия статьи 76.1 выводит часть 2 статьи 193 (в особо крупном, организованной группой, по подложным документам или через подставное юрлицо). При этом в отдельную часть 1.1 статьи 193 выводится указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Эта часть добавляется в перечень, указанный в статье 76.1. Также сейчас возможно освобождение от наказания по статье 185.3 «Манипулирование рынком», а после принятия законопроекта такая возможность останется только для части 1, а совершенное организованной группой или причинившее ущерб в особо крупном размере исключается из перечня статьи 76.1.

Статью 159 УК «Мошенничество» планируется дополнить новой частью 5 о преднамеренном неисполнении договорных обязательств в предпринимательской деятельности, а также частями 6 и 7 (для крупного и особо крупного размеров).

Планируется увеличить с 5 до 6 лет срок отсидки за мошенничество в сфере кредитования (статья 159.1 УК), а также при получении выплат (статья 159.2), с использованием платежных карт (статья 159.3), совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; а за мошенничество с использованием платежных карт группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину — с 4 до 5 лет. Увеличиваются сроки лишения свободы и в некоторых других случаях.

По некоторым статьям корректируются критерии признания размера ущерба крупным и особо крупным. Так, по статьям 193 (нарушения в сфере репатриации денежных средств), 193.1 (валютные денежные переводы на счета нерезидентов с использованием подложных документов), 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физлица) крупный и особо крупный размеры повышаются в полтора раза. По статье 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) размеры повышаются в 2 раза.

По статье 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» и 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» крупные размеры повышаются в 2,5 раза (причем, во столько же повышается доля неуплаченных налогов). При этом особо крупный размер повышается в полтора раза, а доля неуплаченных налогов в этой части повышается с 20% до 50%.

То есть, сейчас в целях статей 199 и 199.1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате, либо превышающая 6 млн рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, либо превышающая 30 млн рублей.

С учетом поправок крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей, а особо крупным — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.

Соответственно, налоговые преступления на меньшие суммы (или с меньшей долей неуплаты), чем предусмотрено крупным размером, перестанут подпадать под сферу действия уголовного законодательства. Наказание за неуплату налогов в размерах, которые ныне считаются особо крупными, смягчится, поскольку эти размеры станут просто крупными.

В пояснительной записке говорится, что законопроект нацелен на создание благоприятного делового климата в стране, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, исключение возможностей для давления на бизнес путем уголовного преследования.

Участник рейтинга лучших сайтов